ТРАНСПОРТ ДЗЕРЖИНСКА

В этом разделе собрана информация о развитии городского пассажирского транспорта Дзержинска.

К концу 30-х годов Дзержинск активно развивался. Строилось жилье, новые предприятия. Из городского транспорта функционировал только лишь трамвай, и его мощностей не хватало для пассажирских перевозок. 26 января 1939 года Управлением трамвая (позже ТТУ, ныне МУП «Экспресс) был пущен автобус от Дома советов на площади Советской (ныне площадь Дзержинского) до поселка Восточный (Ворошиловский).

ЗиС - 155
ЗиС - 155

С 25 сентября 1952 года было открыто регулярное автобусное сообщение по маршруту Дзержинск – Горький. Дважды в день отправлялись автобусы из Дзержинска в областной центр. Пассажирские перевозки осуществлялись на автобусе марки ЗиС – 155. Появились и первые городские автобусные маршруты.

К началу 1963 года автобусный парк Дзержинска насчитывал 92 автобуса. Пассажирские перевозки осуществляла автоколонна № 1159, руководил которой - Бритов М.И. В 1963 году было организовано Дзержинское пассажирское автохозяйство. Впоследствии, одно из крупнейших пассажирских предприятий области.

С 12 марта 1963 года была увеличена протяженность городского автобусного маршрута Городское кольцо №1, и появился новый маршрут - Городское кольцо №3. 12 октября 1963 года был частично сокращен городской маршрут №2. Если изначально его протяженность была от завода «Заря» до поселка Восточный (Ворошиловский), то после изменений, он был укорочен до станции Игумново. 20 января 1969 года на улицах Дзержинска появился новый городской автобусный маршрут №28. Начальной точкой маршрута был проспект Циолковского (нынешний район магазина «Перекресток»), конечной – Северные ворота.

Зис - 127
Зис - 127
  ЗиЛ - 158
ЗиЛ - 158
  ЛАЗ - 695 б
ЛАЗ - 695 б

Летом 1969 года в соответствии с инструкцией «Об организации пассажирских перевозок» была упорядочена нумерация автобусных маршрутов города. Внутригородским маршрутам была присвоена нумерация с № 1 по № 99. В 1969 году на улицах Дзержинска курсировали автобусы следующих маршрутов:
№ 1 городское кольцо
№ 2 завод «Заря» - поселок «Восточный»
№ 3 городское кольцо
№ 5 поселок Бабушкино – завод «Заря»
№ 6 станция Игумново – Игумновское шоссе
№ 7 ЧХК – поселок Дачный
№ 8 поселок Петряевка – станция Игумново
№ 9 бульвар Жданова – завод «Заря»
№ 10 бульвар Жданова – поселок Свердлова
№ 11 бульвар Жданова – поселок «Восточный»
№ 12 автостанция – ОКБА
№ 13 станция Ворошиловская – поселок Тимирязева
№ 28 проспект Циолковского – Северные ворота

На пригородных маршрутах установили нумерацию с № 100 до № 199. Дзержинские пригородные маршруты на август 1969 года имели следующие номера:
№ 101 Дзержинск – Горький
№ 102 Дзержинск – Автозавод
№ 103 Ворошиловский рынок – поселок Гавриловка
№ 104 Дзержинск – Желнино
№ 105 Дзержинск – Бабино
№ 106 Дзержинск – Юрьевец
№ 107 Колодкино – Восточный
№ 108 бульвар Жданова – остановка Лесная
№ 109 Игумново – Юрьевец
№ 110 поселок Игумново – станция Игумново
№ 111 поселок Игумново – поселок Восточный
№ 112 автовокзал – остановка Лесная
№ 113 Дзержинск – Пыра
№ 114 Юрьевец – Володарск

В январе 1970 года автобусный парк Дзержинска пополнился 10 новыми комфортабельными автобусами марки ЛИАЗ – 677. Каждый из автобусов был рассчитан на перевозку 110 пассажиров. Позже пассажирское автотранспортное предприятие стало закупать сочлененные автобусы из Венгрии «Ikarus» -180. Чуть позже в 80-х на улицах города появились новые модели «Ikarus» – 250, 280.

ЛиАЗ - 677
ЛиАЗ - 677
  «Ikarus» - 180
«Ikarus» - 180
  «Ikarus» -280
«Ikarus» - 280

В 70-х годах Дзержинск активно рос в западную сторону, были построены новые жилые комплексы, микрорайоны. И возникла острая необходимость в автобусных перевозках в новую, строящуюся часть город. Появились новые городские маршруты:
№ 11 Вокзалы – поселок Свердлова
№ 18 8 микрорайон – ПО «Капролактам»
№ 19 8 микрорайон – ПО «Корунд»

В середине 80-х годов Дзержинское производственное объединение пассажирского автотранспорта (ДПОПАТ) размещалось на территории двух гаражей – на проспекте Ленина, 121 (головное предприятие) и на улице Красноармейской, 15 (филиал). Всего было 7 автоколонн, количество автобусов превышало 500 единиц. ДПОПАТ осуществляло все городские, пригородные и междугородние перевозки.

3 апреля 1981 года Дзержинское производственное объединение пассажирского авто транспорта было награждено высокой государственной наградой - орденом «Знак Почета».

В 90-е Дзержинское пассажирское предприятие начало приходить в упадок. Новые автобусы, из за недостатка финансирования не приобретались, старые приходили в негодность и списывались в металлом. В 1992 году ДПОПАТ было реорганизовано в МУП «ГППАТ» (государственное предприятие пассажирского автотранспорта). В начале 2000-х годов, большая часть городских автобусных маршрутов была отдана частным перевозчикам. Уже в конце 2000-ых автобусное предприятие было объединено с трамвайно-троллейбусным управлением. Гараж и ремонтную базу перевели на территорию трамвайного депо №2. От былой мощи Дзержинского пассажирского автотранспортного предприятия осталось не более двух десятков автобусов.

В настоящее время автобусные перевозки в Дзержинске осуществляют МУП «Экспресс» и частные перевозчики. Наиболее крупные частные перевозчики: ООО «Транслайн», ООО «ДПП», ООО «Орбита», ООО «Континент», ЧП Вавилов, ЧП Сафин, ЧП Фатехов.

фотографии из свободного доступа в сети Интернет

фотоальбом Дзержинский автобус

Контакты

Все вопросы и пожелания отправляйте на электронный адрес сайта:

alekseev.aleksej.nnov(a)rambler.ru

соц сети

Копирование материалов (или их частей) разрешено с обязательной активной, не скрытой от поисковых систем гиперссылкой на материал, например: «Использованы материалы сайта Dzerzhisk-1930.ru»

Dzerzhinsk-1930.ru, 2011-2014 I Все права защищены.