ТРАНСПОРТ ДЗЕРЖИНСКА

В этом разделе собрана информация о развитии городского пассажирского транспорта Дзержинска.

О троллейбусе в Дзержинске задумывались давно. Ещё в 1970 году главный архитектор города Евгений Александрович Синявский, отвечая на вопрос корреспондента «Дзержинца» рассказывал о готовности проектного задания на строительство линии первой очереди и, хотя ещё не были решены финансовые вопросы, предположил, что в конце 1972 года эта линия будет введена в эксплуатацию. Жизнь, как обычно, внесла свои коррективы.

Тем не менее в 1973 году развернулись работы на первой троллейбусной линии и, что было особенно важно, на строительстве троллейбусного депо. Бюро Дзержинского горкома КПСС объявило строительство первой линии ударной стройкой 1975 года.

Для контроля за ходом работ и координации действий строителей и монтажников был создан штаб, который возглавил заместитель председателя исполкома Дзержинского городского совета Павел Маркитантов. В состав штаба вошли, кроме электротранспортников, представители генерального подрядчика строительства депо – треста №4 «Дзержинский» и его субподрядных организаций, генерального заказчика - завода пластмасс, работники горкома и горисполкома.

Торжественный митинг по случаю открытия троллейбусного движения
Торжественный митинг
по случаю открытия
троллейбусного движения
  Открытие троллейбусной линии. Макаров Ю.В.
Юрий Викторинович
Макаров открывает
троллейбусное движение
  Первые троллейбусы Дзержинска
Первые троллейбусы Дзержинска
маршрут № 1
15 апреля 1976 года

Активную помощь строителям в течении четырех лет оказывали коллективы заводов «Заря», производственных объединений «Оргстекло» и «Капролактам», НИИ полимеров, филиалов ОКБА, ГИПА, НИИ химического машиностроения и, конечно же завода пластмасс и управление дзержинского трамвая. Троллейбус строил весь город. И точно выразился Юрий Викторинович Макаров, председатель горисполкома: «Равнодушных в строительстве троллейбусного транспорта не было».

15 апреля 1976 года открылось регулярное движение по первому в городе троллейбусному маршруту – 20 километровой линии (в одиночном исчислении) от площади Маяковского до завода пластмасс.

И митинг, посвященный этому событию, и передача символического ключа от троллейбусного депо, и традиционное разрезание красной ленточки, и даже награждение отличившихся при строительстве проходило не где-нибудь, а у заводской проходной. И «ключ» от управляющего трестом №4 под аплодисменты участников митинга принял директор завода пластмасс Г.И. Аренин. Это было вполне закономерно: в первые месяцы своего существования троллейбусное хозяйство Дзержинска функционировало как подразделение этого завода.

Руководство предприятия пригласило на работу в этом новом подразделении специалистов-троллейбусников из областного центра. Дзержинский троллейбус возглавили направленные из Горьковского трамвайно-троллейбусного управления Б.С. Самарский – начальник депо, А.М. Селин – главный инженер. С ними приехали Г.Э. Мелкозернов – главный механик, Л.П. Соловьева – инженер по расписаниям, водители-наставники Ф.Е. Карабанов и В.И. Сучков. Старшим мастером контактно-кабельных сетей стал горьковчанин А.М. Чегодаев, который через несколько лет возглавил службу энергохозяйства Дзержинского ТТУ.

Первый троллейбус с бортовым номером 0001 двинулся в рейс под управлением Валентины Егоровны Гороховой, совсем недавно работавшей токарем на «Корунде». Да и другие первооткрыватели: В.Е. Архипов, Р.В. Иванов, Ф.Н. Юдина, В.В. Колименко и В.В. Калоша – водители ещё пяти троллейбусов, которые в первый день вышли на маршрут, пришли на курсы водителей с различных предприятий города. А всего в троллейбусном депо на начало работы было 20 новых машин ЗИУ-9, изготовленных на заводе имени Урицкого в городе Энгельс Саратовской области.

В том же 1976 году троллейбусное хозяйство было передано от завода пластмасс на баланс Управления трамвая. Было образовано Дзержинское трамвайно-троллейбусное управление. А Дзержинск стал 70 городом РСФСР, в котором действовал троллейбус. Первыми руководителями троллейбусного хозяйства в Дзержинске были уже упоминавшиеся ранее Б.А. Самарский (1976-1978) и В.А. Маслюков (1978-1980). В 1982 году начальником троллейбусного депо был назначен Владимир Иванович Мартынов.

Строительство второй линии первой очереди продолжалось достаточно быстрыми темпами. Вторая линия представляла собой две ветви, два направления, которые связывали центр города с железнодорожным вокзалом. Обе ветки сомкнулись в городское троллейбусное кольцо. По кольцу отправились машины второго маршрута. Пробный пуск троллейбуса по этому маршруту был осуществлен в ноябре 1976 года.

Дзержинский троллейбус
  Дзержинский троллейбус
  Дзержинский троллейбус

В конце 1977 года на пересечении улицы Грибоедова и проспекта Циолковского к городскому троллейбусному кольцу примкнула третья линия первой очереди. Опоры и провода контактной сети протянулись практически по всей длине проспекта Циолковского. Строительство и наладка новой линии маршрутов № 3 и №4 были завершены... 5 августа 2009 года троллейбусные маршруты №3 и №4 были продлены до микрорайона «Западный-1».

17 июня 2008 года вместо ликвидированного трамвайного маршрута №3 был открыт троллейбусный маршрут №5 «Площадь Маяковского – Железнодорожный вокзал». 29 июня 2010 года состоялось открытие нового участка маршрута №5 по улицам Черняховского и Октябрьской.

25 июля 2010 был открыт маршрут №6 «Микрорайон Западный-1 – Онкологический диспансер», по сути это укороченный вариант маршрута №4.

1 мая 2013 года закрыто троллейбусное движение по маршруту №1. 25 февраля 2016 года начат демонтаж контактной сети от троллейбусного депо до АО «Пластик»

На маршрутах Дзержинска работают троллейбусы моделей:

  Дзержинский троллейбус
ЗиУ - 682 Г
  Дзержинский троллейбус
ЗиУ - 682 В
  Дзержинский троллейбус
Оптима
  Дзержинский троллейбус
Слобода

Троллейбусные маршруты Дзержинска:

  • № 2 «Городское кольцо»

Площадь Привокзальная – улица Октябрьская – улица Клюквина – площадь Маяковского – улица Маяковского – улица Революции – улица Ватутина – улица Маяковского – улица Грибоедова - площадь Привокзальная. (Кольцевой)

  • № 3 «Площадь Маяковского – Микрорайон «Западный-1»

проспект Циолковского - улица Грибоедова – площадь Привокзальная – улица Октябрьская – улица Клюквина - площадь Маяковского – улица Маяковского – площадь Ленина – улица Грибоедова – проспект Циолковского.

  • № 4 «Площадь Маяковского – Микрорайон «Западный-1»

проспект Циолковского – улица Грибоедова – площадь Ленина – улица Маяковского – площадь Маяковского – улица Клюквина – улица Октябрьская – площадь Привокзальная – улица Грибоедова – проспект Циолковского.

  • № 5 «Железнодорожный вокзал - Площадь Маяковского»

площадь Привокзальная – улица Терешковой – улица Гайдара – улица Чапаева – улиц Черняховского – улица Октябрьская – улица Клюквина – площадь Маяковского.

  • № 6 «Онкологический диспансер – Микрорайон «Западный-1»
  • проспект Циолковского – улица Грибоедова – улица Маяковского – улица Ватутина – улица Революции – площадь Ленина – улица Грибоедова – проспект Циолковского.

    по материалам книги Юрия Марковича Коссого
    «Город, трамвай, люди»

    фотографии из свободного доступа в сети Интернет
    из архива Сергея Кузюткина
    из архива Олега Чалкова

    Наверх

    Контакты

    Все вопросы и пожелания отправляйте на электронный адрес сайта:

    alekseev.aleksej.nnov(a)rambler.ru

    соц сети

    Копирование материалов (или их частей) разрешено с обязательной активной, не скрытой от поисковых систем гиперссылкой на материал, например: «Использованы материалы сайта Dzerzhisk-1930.ru»

    Dzerzhinsk-1930.ru, 2011-2014 I Все права защищены.