ТРАНСПОРТ ДЗЕРЖИНСКА

В этом разделе собрана информация о развитии городского пассажирского транспорта Дзержинска.

В Растяпино, и после преобразования его в Дзержинск, практически отсутствовал какой-либо городской транспорт. На работу люди ходили пешком - по песку, по лесным тропинкам, причем не по одному километру в день. С расширением заводов и увеличением численности жителей города транспортная проблема все более обострялась. Необходимо было срочно начинать строительство трамвая.

Дзержинцы на субботнике
Дзержинцы на субботнике 1933 год

14 апреля 1933 года Президиум Дзержинского городского Совета принял решение: «Начать строительство трамвайного пути от площади Советской (ныне площадь Дзержинского) по проспекту Ленина до Чернореченского химического завода (ныне ООО «Корунд») – в одну сторону и по улице Свердлова до конца жилого квартала – в другую». Этим же решением был установлен срок пуска трамвайного движения – 7 ноября 1933 года.

В мае 1933 года состоялся первый субботник. Именно субботники, особенно на первых порах, были основной формой привлечения рабочих на строительство дзержинского трамвая.

Маршруты № 1, № 2

Все работы на одноколейном 8 километровом направлении были завершены к 5 ноября. Подстанция приняла ток и передала его в сеть. Вечером 6 ноября началась обкатка. А 7 ноября сразу же после праздничного митинга было открыто движение по маршруту № 1.

Первый вагон по новой линии провела Антонина Федоровна Тютькина, до этого 1,5 года проработавшая водителем трамвая в городе Горький (ныне Нижний Новгород). Потом она много лет, вплоть до выхода на пенсию, работала водителем, водителем-наставником, диспетчером службы движения.

В Дзержинск прибывают новые вагоны КТМ-1 1956 год
В Дзержинск прибывают новые
вагоны КТМ-1 1956 год

Регулярное движение на новом маршруте удалось наладить только 18 ноября, когда были введены в эксплуатацию восемь разъездов из запланированных десяти. Оно осуществлялось от площади Советской (ныне площадь Дзержинского) до Чернореченского химического завода (ныне ООО «Корунд»)

В 1934 году трамвайная линия была продлена до поселка имени Свердлова, а в 1935 году путь от ЧХЗ дошел до Игумново. 6 мая 1938 год было открыто движение до завода «Рулон» (ныне ОАО «ДОС»). В 1948 году линия была продолжена до завода «Ява». В 1973 году трамвайная линия была продлена до Восточного кольца.

В 1939 году все направление стало двухколейным. Это сразу позволило увеличить пропускную способность линии и улучшить организацию движения.

1 сентября 1971 года открылось движение трамваев ещё по одному направлению. Была построена линия от Швейной фабрики до завода «Заря». Линия эксплуатировалась до 2009 года.

Маршрут № 3

открытие маршрута № 3 1971 год
открытие маршрута
№ 3 1971 год

16 марта 1971 года на площади Свободы Председатель горисполкома Смирнов Анатолий Александрович перерезал традиционную красную ленточку, и начальник трамвайного депо В.А. Майоров повел первый трамвайный поезд по новому маршруту. Новый маршрут получил номер 3. Он прошел от железнодорожного вокзала, по улицам Терешковой, Гайдара, Чапаева, Черняховского. В районе площади Свободы была сооружена оборотная петля. Протяженность нового трамвайного маршрута составила 12,8 километра.

В 2007 году было принято решение демонтировать трамвайные пути, и заменить трамвайный маршрут на троллейбусный. 16 июня 2008 года в последний раз в рейс вышел трамвай этого маршрута № 3

Маршрут № 4

18 июня 1977 года на пересечении улиц Терешковой и Гайдара было по-праздничному многолюдно. Традиционный митинг возле двух новых ярко-красных вагонов, готовых отправиться в свой первый рейс, был по-деловому коротким. Председатель Дзержинского горисполкома Юрий Викторинович Макаров разрезает ленточки, и двух вагонный трамвайный поезд, управляемый одним из лучших молодых водителей трамвайно-троллейбусного управления Елены Кочетовой, отправляется в путь по новому трамвайному маршруту № 4, от железнодорожного вокзала по улицам Терешковой, Пушкинской да 7 микрорайона (улицы Свердлова).

В ноябре 1978 года маршрут № 4 был продлен да улицы Патоличева в девятом микрорайоне. Третья очередь юго-западной линии была введена через два года – в 1980 году. Трамвайный путь продлили до проспекта Ленинского комсомола. 17 марта 1982 года маршрут № 4 был продлен до Швейной фабрики.

Маршрут № 5,№ 6

В 2000-х годах из за снижение числа пассажиропотока в восточную промзону, было принято решение разделить маршрут № 1 на два маршрута № 5 и № 6. Маршрут №5 курсировал от Завода имени Свердлова до Трамвайного депо № 1 (до 2002 до улицы Островского), а маршрут №6 осуществлял движение от улицы Островского до Восточного кольца. В 2006 году была закрыта и демонтирована линия до Восточного кольца.

Трамвайное депо

В 1934 году для улучшения и ремонта трамвайных вагонов был построен сарай из фибролита с двумя смотровыми канавами. Одновременно в этом сарае можно было поставить четыре вагона. В 1947 году рядом со старым фибролитовым сараем было построено новое здание депо. В 1963 году было начато строительство нового депо, рассчитанного на эксплуатацию и ремонт 100 вагонов. Депо строилось не взамен здания построенного в первые послевоенные годы, а как бы в дополнение к нему. Новый комплекс, который получил наименование «Трамвайное депо № 1» был введен в эксплуатацию в канун 1968 года.

В 1986 году Совет Министров РСФСР утвердил проект трамвайного депо № 2. В январе 1990 года депо №2 было введено в эксплуатацию.

В последние несколько лет, из-за малого количества подвижного состава эксплуатируется только трамвайное депо №2, территория трамвайного депо № 1 используется как разворотное кольцо трамвайного маршрута № 5

17 декабря 2015 года трамвайное движение в Дзержинске было закрыто.

На маршрутах Дзержинска работали трамвайные вагоны:

  трамвайный вагон серии Х
вагон серии Х
  трамвайный вагон КТМ - 1
КТМ - 1
  трамвайный вагон КТМ - 2
КТМ - 2
  трамвайный вагон РВЗ - 6
РВЗ - 6
  трамвайный вагон КТМ - 5
КТМ - 5
  трамвайный вагон КТМ - 71-608К
КТМ - 71-608К
  трамвайный вагон КТМ - 71-605
КТМ - 71-605

Трамвайные маршруты Дзержинска:

  • № 4 Железнодорожный вокзал - Швейная фабрика

Железнодорожный вокзал – улица Терешковой - улиц пушкинская - проспект Свердлова - улица Патоличева - проспект Ленинского комсомола - Швейная фабрика

  • № 5 ФГУП «Завод имени Свердлова» – трамвайное депо № 1

ФГУП «Завод имени Свердлова» - проспект Свердлова - улица Красноармейская - проспект Ленина - трамвайное депо № 1

по материалам книги Юрия Марковича Коссого
«Город, трамвай, люди»

фотографии из свободного доступа в сети Интернет
из архива Андрея Хадкевича

фотоальбом Дзержинский трамвай

Контакты

Все вопросы и пожелания отправляйте на электронный адрес сайта:

alekseev.aleksej.nnov(a)rambler.ru

соц сети

Копирование материалов (или их частей) разрешено с обязательной активной, не скрытой от поисковых систем гиперссылкой на материал, например: «Использованы материалы сайта Dzerzhisk-1930.ru»

Dzerzhinsk-1930.ru, 2011-2014 I Все права защищены.